Урок 2. Знакомимся с операторами Delphi

Загружаем Delphi. Сохраняем наше приложение. Файл проекта назовем calculator,  модуля - Umain.  С вкладки Standart выбираем компонент Button и располагаем на форме. Мы видим на кнопке надпись Button1. Среда Delphi помогает нам, называя компоненты на форме своим именем плюс номер данного компонента на данной форме. Согласитесь подобное имя не очень информативно читать. Мы могли бы придумать более осмысленные наименования.

Давайте выделим нашу кнопку на форме. В окне Object Inspector изменим свойство Caption, напишем Выход. Сделаем двойной щелчок по кнопке, в результате откроется редактор кода, где мы увидим надпись

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin

end;

между строками begin и end введем Close; это команда закрытия формы и она должна заканчиваться точкой с запятой.

Запускаем программу клавиша F9. В запустившемся приложении нажимаем на кнопку выхода. После чего программа закрывается, чего и следовало ожидать.

Обычно, считается, что программа должна делать какие-то вычисления. Давайте сделаем так, чтобы наша программа переводила рубли в доллары. Так мы узнаем нашу зарплату в долларах.

Перенесем на нашу форму по 2 компонента Edit, Label, добавим еще 1 компонент Button и 1 компонент Panel. Расположим их примерно так как на рисунке внизу.Пример приложения

Свойствам Caption компонент label1 присвоить - Сумма в  рублях, label2 – Курс рубля, Form1 – Расчет валюты, Button2 - Рассчитать, Panel1 оставить это поле пустым. За вывод информации компонентов Edit отвечает свойство Text, это поле в обоих компонентах оставляем пустым.

 Мы сделали все что необходимо, теперь осталось запрограммировать обработчик события кнопки «Рассчитать». Делаем двойной щелчок мыши на кнопке. Пишем в окне редактора кода

Panel1.Caption:=FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text)/StrToFloat(Edit2.Text));

У нас получилась длинная страшная запись с которой мы сейчас разберемся. Panel1.Caption – означает то, что будет написано на компоненте Panel1.

:= это оператор присваивания во многих других языках программирования написали бы просто знак равенства.

Edit1.Text – текстовое содержимое поля Edit1. Данный компонент может содержать только текст и если там есть цифры, то и они будут восприниматься текстом. Но так как мы работаем в данном случае с числами и эти числа могут быть и дробными, то мы используя функцию StrToFloat, переводим текстовое содержимое в дробное выражение.

/ этот оператор означает деление двух чисел, в результате которого мы получаем число. Но свойство Panel1.Caption не может быть числовым, его нужно перевести к строковому виду функцией FloatToStr.

Запустив приложение, подставляем имеющиеся у нас деньги в рублевом эквиваленте. И приходим к выводу, что в рублях мы богаче.

Что бы нам было понятней припишем в конце выражения + ' $'. Вот что должно получиться

Panel1.Caption:=FloatToStr(StrToFloat(Edit1.Text)/StrToFloat(Edit2.Text))+ ' $';

Итог:
мы узнали как можно задавать заголовки компонентов.
как задавать программный код в элементах форм.

Понравилась статья? Раскажите друзьям:
Общайтесь со мной

5 thoughts on “Урок 2. Знакомимся с операторами Delphi

  1. прошу прощения, если я ошибаюсь, но может следовало назвать компонент Label2 не “курс рубля”, а “курс доллара”?

  2. и еще, лучше компонент Button1 назвать “Рассчитать”, а Button2 – “Выход”, иначе при перемещении по программе Tab-ом, он сначала “прыгает” на кнопку “Выход”, а уже потом на “Рассчитать”

    • О порядке перемещения Tab-ом почитайте в 6 уроке. А давать имена кнопкам лучше bbSave и bbExit. Две буквы ‘b’ означают сокращенное Button, а далее по смыслу Save – сохранить, Exit – выход. Но если я так буду писать, я думаю, не все поймут. Такие вещи подойдут для курса, с объяснением в самом начале и единым стилем программирования.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>